Адель Романенкова
|3
По недавно выдвинутой гипотезе, развитые инопланетные сообщества остаются незаметными в течение практически всего периода существования и по-настоящему выдают себя лишь в самом конце своей истории — когда их постигает коллапс.
Примерно из шести тысяч известных на сегодня экзопланет подавляющее большинство расположены в радиусе ориентировочно двух-трех тысяч световых лет. Наша галактика Млечный Путь простирается на сотню с лишним тысяч световых лет, в ней сотни миллиардов звезд, и почти у всех должны быть планеты.
Современные радиотелескопы улавливают излучение практически по всей обозримой Вселенной, но они так хорошо «слышат» только естественные сигналы — они широкополосные, то есть идут на всех частотах сразу. Искусственное, узкополосное радиопослание — другое дело: его крайне трудно различить в общем шуме, тем более с расстояния в десятки тысяч световых лет от нас.
При таком положении дел знаменитый парадокс Ферми, то есть вопрос «Где же инопланетяне?», выглядит преждевременным. Человечество пока слишком мало видит и слышит в космосе, чтобы уверенно говорить о своем одиночестве. Недавно доцент Колумбийского университета (США), астрофизик Дэвид Киппинг поделился собственными идеями насчет того, как земляне могли бы обнаружить хотя бы сам факт существования внеземной разумной цивилизации когда-либо.
Киппинг исследует тему техносигнатур — признаков промышленной или какой-то другой искусственной деятельности на экзопланетах. В статье, опубликованной на сервере препринтов arXiv.org, ученый изложил свою «эсхатологическую гипотезу» (от греческого слова eschatos — «конечный», «последний»). По этой версии, скорее всего, первой обнаруженной нами инопланетной цивилизацией будет цивилизация гибнущая. Вернее, погибавшая на момент отправки сигнала, а значит, к моменту его получения на Земле давно не существующая.
Астрофизик объяснил, что к этому выводу его привела давно наметившаяся тенденция в истории астрономии: часто в момент открытия в космосе новых для науки объектов первыми обнаруживают не самые их типичные «экземпляры», а наоборот, очень редкие. Дело в том, что эти необычные находки бывают самыми яркими и заметными. Характерный пример — экзопланеты: больше всего их в системах красных карликов, но первые найденные за пределами Солнечной системы миры расположены возле нейтронной звезды. Это крайне необычно: по сей день принадлежащих пульсарам планет известны считаные единицы.
По этой логике стоит ожидать, что первой обнаруженной людьми внеземной цивилизацией вряд ли станет типичное, процветающее и спокойное сообщество, рассуждает астрофизик: такая населенная планета должна сравнительно мало себя выдавать и негромко «вещать». Но если на этой планете разразится глобальная ядерная война, техногенная катастрофа, произойдет коллапс из-за резкого изменения климата, для цивилизации наступит финальный, кратковременный и очень яркий период. В этот момент она может непреднамеренно испустить аномально мощные сигналы. Это может выражаться, например, во внезапном повышении яркости экзопланеты или выбросе в атмосферу огромных масс необычных веществ. Именно это и привлечет к ней внимание.
По расчетам Киппинга, для достаточной заметности какого-либо признака глобальной катастрофы братьев по разуму он должен быть примерно в 10 тысяч раз «громче» обычных сигналов с их планеты. Это должно выглядеть как кратковременная вспышка или другая аномалия. Астрофизик считает, что в поиске сигналов от внеземных цивилизаций ошибочно сосредотачиваться только на искусственных радиосигналах или лазерных лучах: нужно обращать внимание на любые внезапные и быстро исчезающие отклонения от нормы, которым не удается дать естественное объяснение.
Космонавтика
Японский лунный аппарат SLIM неожиданно вышел на связь из перевернутого положения 29.01.2024
Медицина
Алкоголь на ночь изменил структуру сна 29.01.2024
Биология
Ученые впервые увидели попытку шмелей вылечить свои раны 29.01.2024