Александр Березин
|10
Исходный район проживания славян оказался очень близок к месту, откуда за пару тысяч лет до этого вышли и индоевропейцы в целом. Но если предки германцев, греков, римлян и иранцев после сразу этого совершили долгие путешествия, то предки славян, похоже, на первом этапе экономили силы.
Миграции одних народов историкам известны лучше, других — по разным причинам намного менее ясны. Скажем, плавания индейцев Южной Америки в Полинезию остались в преданиях, но европейские ученые долго не хотели в них верить. Напротив, миграция готов (0-500 годы нашей эры) из современной Южной Швеции через Вислу и Днепр в Северное Причерноморье, а оттуда — в Италию и Испанию — известна с глубокой древности. Славянам в этом смысле не везло: после миграции германцев грамотность в Европе так упала, что первые века славянских миграций слабо отразились в письменных источниках.
Византийцы зафиксировали массовые нашествия славян на Балканах с VI века нашей эры, но что творилось к северу от этого региона, они не знали: народы там были враждебны и бесписьменны. Поэтому уже летописец Нестор в «Повести временных лет» задался вопросом о прародине славян, но смог лишь предположить Дунай, не имея никаких твердых данных.
Генетика, уже решившая сходные вопросы для индейцев в Полинезии или индоевропейцев, со славянами забуксовала: в первые века их экспансии те практиковали трупосожжение, после которого ДНК сохранялась очень плохо. Теперь группа европейских ученых при ведущей роли германских исследователей смогла отобрать и сравнить между собой 555 геномов славян первых веков их экспансии. Итоги их научной работы опубликовали в Nature.
Ученые пришли к выводу, что миграция славян не была экспансией чисто языковой или культурной: 80 процентов генов в современных Восточной Германии, Польше и Хорватии, откуда получили большую часть образцов, в V-VIII веке подверглись полной замене. То есть славянская экспансия была массовым переселением, по сути, демографическим взрывом с резким расширением ареала обитания для носителей славянских генов.
Если более ранние исследования полагали, что в Польше генетический состав популяций в эпоху экспансии славян не менялся, то в новой работе все иначе: до славян в Польше население было похоже на людей из Северной Германии, Голландии и Скандинавии (то есть неславян). Получается, что новые результаты «закрывают» некогда популярную в Польше теорию о том, что родиной славян была именно ее территория.
Исследователи также обнаружили, что до славян 15-25 процентов жителей территории современной Восточной Германии имели гены италийских народов того же периода (Римской империи). Это неожиданно, поскольку восточногерманские земли никогда не входили в Римскую империю и не граничили с ней. Как они туда попали — неясно, но основная часть притока шла через женщин. Возможно, их угоняли в рабство из римских земель в варварские.
В любом случае с VI века все это разнообразие стирается почти полностью. От северо-западной Украины и Польши (заменено новой волной 93 ± 3 процента генофонда) до Восточной Германии (83 ± 6 процентов) установилось генетическое однообразие, больше всего похожее на гены современных белорусов и поляков. Аналогичное происходит на Балканах (82 ± 1 процент) и Волжско-Окском междуречье (будущая Северо-Восточная Русь, 65 ± 4 процента всех генов заменено). На прежних жителей этих земель гены «пришельцев» не были похожи.
Наивысшая концентрация генов, которые принесла славянская экспансия, сегодня наблюдается на Украине, в Белоруссии и Польше. К востоку (Россия) и югу (южные славяне) концентрация убывает. В то же время многие популяции, традиционно относящиеся к неславянским народам, генетически оказались похожи на славян. Сорок процентов жителей Саксонии именно таковы, а среди живущих в Германии лужицких сербов их 88 процентов.
Гены, распространявшиеся с VI века при экспансии славян, были в основном изолированы в одной группе около 1000 года до нашей эры (плюс-минус три века), то есть примерно в период катастрофы бронзового века.
Эта дата примерно совпадает со временем расхождения славянских и балтских языков по оценкам лингвистов. Видимо, в это время балто-славянская общность бронзового века распалась, а предки славян генетически начали отличаться от балтов.
Где же находилась область их проживания? По расчетам генетиков, к началу нашей эры она лежала там, где сегодня южная Белоруссия и северная Украина (на первой карте показана оранжевым). Этот вывод трудно назвать полностью неожиданным, поскольку именно здесь была область киевской археологической культуры (III — начало V века), которую еще в советское время многие отечественные ученые связывали с предшествовавшей ей зарубинецкой (конец III века до нашей эры — середина I века нашей эры), а их обеих вместе — с предками славян.
Новые выводы сильно продвинули наши знания о славянской миграции, но многие вопросы остались неясными. Среди распространявшихся славян, особенно в Польше, Германии, Западной Украине, мало признаков браков с местными жителями из эпохи до славянской экспансии.
Но и следов тотального геноцида, как при экспансии земледельцев в некоторые районы Европы в неолите, археологи пока не обнаружили. Куда делось дославянское население этих земель, в связи с этим, неясно. За счет чего славяне-пришельцы смогли их вытеснить — тоже загадка, поскольку в их поселениях металла и вообще сложных изделий меньше, чем у их предшественников на той же земле.
Ранее Naked Science писал о другом открытии генетиков: они установили, что индоевропейцы, группа, внесшая ключевой вклад в технологический и культурный прогресс человечества в последние три тысячи лет, также вышли с территории современной Украины, только из более восточной ее части.
Космонавтика
Японский лунный аппарат SLIM неожиданно вышел на связь из перевернутого положения 29.01.2024
Медицина
Алкоголь на ночь изменил структуру сна 29.01.2024
Биология
Ученые впервые увидели попытку шмелей вылечить свои раны 29.01.2024