Полина Меньшова
|16
Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью органов чувств: зрительную — с помощью глаз, звуковую — с помощью ушей и так далее. Однако исследователи из США обнаружили, что, если какие-то из органов чувств не работают, человек всё равно может усвоить специфическую для них информацию — например, будучи незрячим, получить такое же представление о цветах, как у людей без проблем со зрением.
Одна из главных тем современных психолингвистических исследований — роль языка в познании. В одной из недавних работ доказали, что специальное название действия (например, «сникерсни») побуждает людей совершить это действие. А авторы другой статьи пришли к выводу, что главная функция языка — общение, а не мышление или познание.
Специалисты из Висконсинского университета в Мадисоне (США) сравнили цветовые ассоциации у зрячих и незрячих людей и выяснили, что слово могут быть посредником для получения визуальной информации. Результаты исследования появились в Nature Communications Psychology.
Авторы статьи провели эксперимент, в котором участвовали 32 носителя английского языка. Из них 20 имели нормальное зрение, а 12 — были слепыми с рождения, без остаточного опыта зрения. Людям в первой группе было от 21 до 35 лет, а во второй — от 18 до 69 лет.
Участникам исследования предложили оценить девять английских обозначений цвета («красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «коричневый», «фиолетовый», «черный» и «белый») по 17 семибалльным шкалам. Нужно было поставить каждому слову от одного до семи баллов, расположив его таким образом между двумя полюсами: «счастливый» — «грустный», «спокойный» — «гневный», «покорный» — «агрессивный», «расслабленный» — «напряженный», «интересный» — «скучный», «бескорыстный» — «завистливый», «активный» — «пассивный», «приятный» — «неприятный», «живой» — «мертвый», «быстрый» — «медленный», «новый» — «старый», «неспелый» — «спелый», «мягкий» — «твердый», «легкий» — «тяжелый», «свежий» — «несвежий», «чистый» — «грязный», «холодный» — «горячий».
Оказалось, что у незрячих людей ассоциации почти такие же, как у зрячих, а иногда и более четкие. Например, «красный» соотносится с «теплым», «синий» — с «холодным», «желтый» — со «спелым». При этом возникнуть они могли исключительно в результате общения с другими людьми или потребления контента.
Далее ученые попробовали предсказать ассоциации зрячих и незрячих людей с помощью семантических векторов. Они преобразовывали слова в векторы и вычисляли косинусную близость, то есть косинус угла между сравниваемыми понятиями: например, между векторами «красный» и «горячий», «красный» и «холодный». Чем ближе косинус был к единице, тем более схожими по смыслу считались слова. Этот метод позволил получить почти такие же ассоциации, как после опроса людей. Аналогичным был и результат работы языковой модели GPT-4, хотя в обоих случаях ассоциации зрячих предсказывались точнее, чем незрячих.
Авторы исследования отметили, что лучше всего для обучения языковых моделей человеческим цветовым ассоциациям подходят художественные тексты и субтитры. Они также выявили, что связь между цветом и неким нецветовым признаком возникает благодаря понятию-посреднику. Например, «красный» ассоциируется с «горячим» благодаря образу раскаленных углей, «белый» с «холодным» — благодаря снегу, а «желтый» со «спелым» — благодаря банану. Предложения, которые оказались наиболее информативными для языковой модели, содержали слова, обозначающие те самые понятия — посредники между цветом и нецветовым признаком.
Космонавтика
Японский лунный аппарат SLIM неожиданно вышел на связь из перевернутого положения 29.01.2024
Медицина
Алкоголь на ночь изменил структуру сна 29.01.2024
Биология
Ученые впервые увидели попытку шмелей вылечить свои раны 29.01.2024