Любовь С.
|13
В поисках новых способов лечения одного из самых агрессивных вариантов метастазирования рака желудка — перитонеального канцероматоза — ученые из Университета Киндай (Японии) разработали мРНК-вакцину, которая показала впечатляющие результаты в лечении и профилактике заболевания у мышей. Более того, препарат, нацеленный на индивидуальные опухолевые «мишени» (неоантигены), превзошел эффективность иммунотерапии.
По данным ВОЗ, каждый год в мире регистрируют около миллиона новых случаев рака желудка. Особую угрозу представляет перитонеальный канцероматоз — процесс, при котором опухоль распространяется на брюшину и внутреннюю оболочку брюшной полости. Чаще всего этот тип рецидива возникает после операции, а прогноз в большинстве случаев неблагоприятный: современные схемы лечения включают комбинацию химиопрепаратов и моноклональных антител — искусственных аналогов молекул, вырабатываемых иммунными клетками.
Вакцина, разработанная исследовательской группой под руководством Кадзухиро Какэми (Kazuhiro Kakimi), направлена на неоантигены — белки, возникающие в результате уникальных для каждой опухоли мутаций. Поскольку они не встречаются в здоровых тканях, то прекрасно подходят для точечных «атак» иммунной системы. Результаты новой научной работы представлены в журнале Gastric Cancer.
В основе новинки лежат три идентифицированных ранее неоантигена клеточной линии рака желудка у мышей (YTN16). Генетический материал, кодирующий эти мишени, синтезировали in vitro и упаковали в липидные наночастицы (LNP). Похожий метод применяли для создания некоторых вакцин против Covid-19, поскольку он позволяет доставлять информацию в клетки организма напрямую, запуская выработку антигенов и активируя иммунный ответ.
Серии экспериментов на мышах показали, что новая мРНК-вакцина действует эффективнее созданных ранее препаратов: у привитых животных было больше CD8+Т-лимфоцитов (цитотоксические клетки приобретенного иммунитета), а их способность вырабатывать противоопухолевый интерферон-γ намного сильнее. Вакцина также оказалась эффективна при лечении уже сформированных опухолей, а повторное заражение теми же клетками спустя месяц не привело к рецидиву.
Наиболее впечатляющие результаты получили при сочетании мРНК-вакцины с анти-PD-1-моноклональными антителами, которые ранее доказали свою эффективность в лечении пациентов с метастатическим раком кожи. Такой «дуэт» приводил к полному исчезновению опухоли (даже на поздних стадиях болезни), а также сформировал особую популяцию Т-клеток, которые помогают активным клеткам иммунной системы бороться с опухолью. При монотерапии анти-PD-1 эти Т-клетки не формировались, что приводило к временной ремиссии.
В моделях по профилактике агрессивного перитонеального канцероматоза новая вакцина практически полностью предотвращала распространение рака по брюшине, а в моделях по терапии значительно снижала опухолевую нагрузку и количество очагов метастазирования, особенно в «дуэте» с анти-PD-1-терапией.
Результаты научной работы подчеркивают потенциал индивидуальных мРНК-вакцин в борьбе с онкологическими заболеваниями. Но есть и проблема — поиск «истинных» неоантигенов, способных запустить эффективный ответ Т-клеток у конкретного пациента. Над ее решением трудятся исследовательские группы по всему миру. В частности, компании Moderna и BioNTech уже тестируют аналогичные технологии в клинических испытаниях.
Космонавтика
Японский лунный аппарат SLIM неожиданно вышел на связь из перевернутого положения 29.01.2024
Медицина
Алкоголь на ночь изменил структуру сна 29.01.2024
Биология
Ученые впервые увидели попытку шмелей вылечить свои раны 29.01.2024