Михаил Орлов
|32
Живые существа в знакомом нам виде появились в начале кембрийского периода, причем быстро и сразу в большом разнообразии. Они заменили собой причудливых жителей эдиакарского периода — вендобионтов, которые ни на что не похожи. Однако находка из Эстонии показала, что жившие в сегментированных трубках червеобразные Conotubus hemiannulatus еще довольно долго обитали у берегов древнего континента Балтика. Скорее всего, благодаря его удаленности и прохладному климату.
Палеонтологическую летопись принято делить на две резко различные части. Первая — докембрий, который охватывает большую часть истории Земли (около четырех миллиардов лет). Первая жизнь появилась в его начале, а затем она была представлена главным образом микроорганизмами.
Под конец докембрия, в эдиакарский период, возникли странные крупные существа — похожие на живые фракталы с уникальными типами симметрии и загадочным образом жизни. Их называют «черновиками Бога», намекая на первые неудачные попытки эволюции создать животных.
Современный этап эволюции — фанерозой — начался с кембрийского периода, произведшего на свет множество современных типов организмов, многие из которых живы до сих пор. Однако в последнее время граница между докембрием и фанерозоем (по сути, эдиакарским и кембрийским периодами) становится все более размытой.
С одной стороны, у детищ кембрийского взрыва — быстрого появления новых групп в начале фанерозоя — находятся протерозойские родственники. Например, кимберелла (Kimberella quadrata) — по всей видимости, предок современных моллюсков. С другой стороны — все чаще организмы, похожие на эдиакарские, обнаруживают в более поздних породах, по меньшей мере кембрийских. Это прежде всего строматоверис (Stromatoveris sp.), который напоминает перьевидных существ с фрактальной организацией вроде чарнии (Charnia masoni).
Новый пример исследователи нашли в Эстонии, в породах, относящихся к раннему кембрийскому периоду — терренувской эпохе (539-521 миллион лет назад). Большая часть этой небольшой страны покрыта отложениями ордовика и силура, однако на северном побережье есть тонкая полоса более древних пород.
Авторы новой статьи в журнале Gondwana Research заново исследовали музейную коллекцию и описали 25 образцов, которые отнесли к Conotubus hemiannulatus — червеобразным существам с органическим скелетом.
Конотубус был неподвижен, жил в чем-то вроде стопки конусов, закрытой снизу, и, вероятно, питался тем, что ловил с помощью щупалец вокруг рта на верхней части тела. Рядом ученые обнаружили скелеты, напоминающие Gaojiashania из той же группы клаудинид.
И тех и других существ ранее описывали только из отложений конца эдиакарского периода — это представители так называемого мира червей (wormworld), которые в целом имели более понятный облик, чем остальные эдиакарцы.
Авторы научной работы объяснили такой «анахронизм» тем, что в начале кембрия отдаленная и довольно прохладная Балтика — тогда отдельный континент в умеренных широтах Южного полушария — стала убежищем (рефугиумом), где выживали реликты докембрийского времени. Возможно также, что Conotubus hemiannulatus и другие клаудиниды с органическими, а не минеральными трубками были лучше адаптированы к новой среде, потому продержались дольше.
В статье палеонтологи призвали получше присмотреться к другим находкам, сделанным в современной Балтии и ее окрестностях. Не исключено, что в них тоже удастся распознать последние из «черновиков Бога».
Космонавтика
Японский лунный аппарат SLIM неожиданно вышел на связь из перевернутого положения 29.01.2024
Медицина
Алкоголь на ночь изменил структуру сна 29.01.2024
Биология
Ученые впервые увидели попытку шмелей вылечить свои раны 29.01.2024