Адель Романенкова
|5
В атмосфере Венеры наблюдают убедительные химические признаки постоянно вспыхивающих молний. По расчетам, эти разряды должны быть либо гораздо мощнее земных, либо происходят чаще. Возникает вопрос: почему тогда их не видно? По мнению исследователей, дело — в почти непроницаемых венерианских облаках, скрывающих вспышки. Самое интересное, что к возникновению молний они могут оказаться непричастны.
Еще в 1970-х советские посадочные аппараты серии «Венера» во время спуска на поверхность фиксировали в атмосфере планеты оптические сигналы и радиоволны, которые могут возникать при разрядах молний. В 1990 году орбитальный зонд «Пионер-Венера» поймал «свистящие» низкочастотные радиосигналы, и их тоже сочли вероятными признаками электрических разрядов.
На тему этих сигналов продолжаются споры. Есть версия, что их порождали не молнии, а метеороиды. Однако в 2006-м наблюдения Венеры с помощью наземного Инфракрасного телескопа NASA на Гавайях помогли обнаружить то, что теперь считают доказательством версии о вспыхивающих на ней молниях: в атмосфере планеты нашли оксид азота — NO.
Примерно на 96% венерианский воздух состоит из углекислого газа и примерно на 3,5% — из молекулярного азота. Чтобы в этой среде возник оксид азота, нужно «разбивать» весьма прочные молекулы CO2 и N2 с помощью энергии. Если бы это была энергия солнечного излучения, последствия логично было бы видеть в верхних слоях атмосферы. Как раз там их и не прослеживается: оксид азота наблюдают на высотах около 60 километров и ниже, практически вплоть до самой поверхности Венеры.
По мнению исследователей из Кембриджского университета (Великобритания), самое правдоподобное объяснение этому — разряды молний. Об этом они рассказали в недавней статье, выложенной на сервере препринтов arXiv.org. Ученые попытались рассчитать, какими должны быть эти разряды, чтобы получить наблюдаемое количество NO — пять с половиной частиц на миллиард. Как выяснилось, для этого их совокупная мощность должна быть примерно втрое больше, чем у молний на Земле. Значит, либо разряды намного энергичнее, либо происходят чаще, либо и то и другое.
Это приводит к вопросу о том, почему же мы в таком случае не наблюдаем их явно. Ученые предполагают, что свет от вспышек эффективно поглощают и рассеивают густые сернокислотные облака. Кстати, недавно в них заподозрили огромное количество воды в виде гидратированных сульфатов.
Исследователи подозревают, что разряды в основном возникают не в этих облаках, поскольку в них для этого требуется одновременное присутствие и жидких, и замерзших частиц серной кислоты. Так может быть на высотах от 56 километров, но там признаков молний крайне мало.
Поэтому ученые склоняются к тому, что на самом деле венерианские молнии возникают где-то намного ближе к поверхности. По одной из версий, это вулканические молнии — результат трения извергающихся частиц. По другой, на Венере вспыхивают так называемые эоловые молнии — последствие столкновений частиц пыли и песка, переносимых ветрами в этом очень плотном, но сухом воздухе. В нем должно накапливаться много статического электричества.
Космонавтика
Японский лунный аппарат SLIM неожиданно вышел на связь из перевернутого положения 29.01.2024
Медицина
Алкоголь на ночь изменил структуру сна 29.01.2024
Биология
Ученые впервые увидели попытку шмелей вылечить свои раны 29.01.2024