Редакция Naked Science
|35
На IV Конгрессе молодых ученых в Сочи активно обсуждали не только атомную энергетику, но и перспективные термоядерные проекты. Сотрудник Naked Science задал вопрос о том, может ли российское участие в ИТЭР постигнуть судьба российского же участия в ЦЕРН, из которого отечественных ученых «попросили». Представитель госкорпорации отметил ряд причин, по которым такой сценарий сомнителен.
В Сочи 27-29 ноября прошел IV Конгресс молодых ученых, в котором приняли участие семь тысяч человек из 40 стран. Среди прочего там состоялись дискуссии о будущем атомной и термоядерной энергетики. В частности, затронули вопросы участия России в проекте ИТЭР, Международном экспериментальном термоядерном реакторе. Его строительство идет с 2010 года, а первую плазму, по оптимистическому сценарию, на токамаке планируют получить в 2025 году.
Представители «Росатома» отметили, что Россия играет ключевую роль в обеспечении самого мощного из когда-либо создававшихся токамаков сверхпроводниковыми магнитными лентами, а также гиротронами исключительно высоких характеристик, которые европейские исполнители хотя и пытались создать самостоятельно, но не преуспели.
Присутствовавший на дискуссии корреспондент Naked Science задал в связи с этим вопрос: не могут ли известные проблемы, наблюдающиеся с 2022 года, привести к выдавливанию России из проекта ИТЭР, как это уже случилось с нашими учеными в ЦЕРН, европейском проекте, работавшем с Большим адронным коллайдером?
Анатолий Красильников, директор «ИТЭР-Центра» госкорпорации «Росатом», подробно ответил на вопрос. Он начал с того, что это Россия пригласила всех в проект ИТЭР, а не ее пригласили туда, как было с ЦЕРН. Именно поставляемое ею оборудование играет важнейшую роль в обеспечении работоспособности термоядерного реактора, поэтому даже с технической точки зрения такое выдавливание сомнительно.
Неочевидно оно и с правовой точки зрения. Договоры стран — участниц ИТЭР прописаны так, что только сама страна-участница может выйти из проекта. Причем США этим правом даже воспользовались, но через какое-то время поняли, что сами не построят реактор подобного масштаба, и снова вернулись в проект. Исключение России, таким образом, не предусмотрено с юридической точки зрения.
Кроме того, Анатолий Красильников напомнил, что именно в России создали сам тип реакторов «токамак», очередным вариантом которого будет ИТЭР, и «люди это помнят».
Напомним, что наряду с работами по ИТЭР в нашей стране ведется проектирование собственного термоядерного реактора ТРТ. При той же общей схеме токамака он будет существенно более компактным (несколько метров в диаметре). Его ввод в действие планируется в Троицке к 2034 году. Обеспечить повышенную компактность ему позволят новые технические решения, в том числе материал сверхпроводниковых лент, отличающийся от того, который Россия поставляет для ИТЭР.
Космонавтика
Японский лунный аппарат SLIM неожиданно вышел на связь из перевернутого положения 29.01.2024
Медицина
Алкоголь на ночь изменил структуру сна 29.01.2024
Биология
Ученые впервые увидели попытку шмелей вылечить свои раны 29.01.2024