Юлия Трепалина
|3
Новый эксперимент американских исследователей не подтвердил выводы некоторых прошлых работ о том, что образы безумных ученых подрывают доверие детей к представителям науки.
Из научной литературы известно, что популярные медиа могут формировать восприятие ученых у взрослых, но подобный эффект на более юной аудитории изучали реже. Авторы ряда работ на эту тему отмечали, что под влиянием вымышленных персонажей из кино и мультфильмов у подрастающего поколения может сложиться стереотипное представление об ученых как о безумцах со злодейскими наклонностями. В подтверждение приводили результаты экспериментов, в которых детей просили нарисовать ученого. Многие изображали их злыми, сумасшедшими и наделенными сверхспособностями. Опираясь на эти рисунки, исследователи делали вывод о том, что дети думают о людях науки.
Однако специалисты из Университета штата Огайо (США) посчитали, что в таком подходе есть риск искажения. Просьба нарисовать ученого может пробудить в детях воспоминания о каких-то ярких персонажах, которых они изображают. Однако это не значит, что дети представляют обычных ученых из реальной жизни такими же.
Американские исследователи провели свой эксперимент, и он не подтвердил выводов о том, что образы безумных ученых подрывают доверие детей к представителям науки. Статья об этом вышла в Journal of Media Psychology.
К исследованию, которое проходило в онлайн-формате, привлекли 256 мальчиков и девочек от 8 до 12 лет, а также их родителей. Опрос на первом этапе показал, что почти все дети считали ученых умными и высоко оценивали по трем параметрам, характеризующим доверие: компетентность, честность и доброжелательность. Правда, оценка моральных качеств (честность и доброжелательность) оказалась несколько ниже, чем по критерию знаний (компетентность).
Затем дети смотрели пятиминутный фрагмент из мультипликационного проекта Disney о Человеке-пауке, где фигурировала женщина-ученый. Одним показывали видео, где она была злодейкой, а другим — где действовала, как положительная героиня. Персонажей женского пола выбрали намеренно, поскольку из предыдущих экспериментов знали: большинство детей представляют ученых мужчинами. Исследователи предположили, что раз устойчивого образа о женщине-ученом у детей нет, то реакция на их злодейские или геройские поступки может быть более четкой.
В эксперименте также использовали отредактированные фрагменты мультфильма, где вырезали упоминания о профессии женщины или о том, что злодейка прибегала к науке для совершения своих «черных дел».
Результаты последующего опроса показали, что после просмотра отрывков со злодейкой доверие к ученым если и страдало, то незначительно. Дети не начинали считать ученых злыми, а просто реже отмечали, что они «хорошие». При этом среди участников, которым показали видео без упоминаний профессии, такой реакции не наблюдали. В группе, смотревшей мультфильм с положительной героиней, уровень доверия к ученым не вырос. Исследователи объяснили это тем, что исходная оценка и так была высокой.
У родителей участников также выяснили, как часто их дети смотрят передачи и мультсериалы о супергероях. У тех, кто ими увлекался больше, вера в доброжелательность ученых оказалась снижена, но эффект был небольшим.
Новый эксперимент показал, что в целом дети верят в компетентность, честность и доброжелательность ученых, причем сильнее, чем отмечалось в исследованиях на основе интерпретации детских рисунков. Злодеи из сериалов о супергероях навряд ли существенно подрывают это доверие, а чтобы вовсе исключить такую возможность, создатели контента могут просто не указывать, что отрицательный персонаж — это ученый.
Космонавтика
Японский лунный аппарат SLIM неожиданно вышел на связь из перевернутого положения 29.01.2024
Медицина
Алкоголь на ночь изменил структуру сна 29.01.2024
Биология
Ученые впервые увидели попытку шмелей вылечить свои раны 29.01.2024